«Был ли графский титул у Натальи Брасовой?»

Вопрос, который часто возникает у читателей, интересующихся историей Брасовского имения и судьбой её владельца великого князя Михаила Александровича и его морганатической супруги, которая получила фамилию по названию имения.

Во многих публикациях, затрагивающих эту тему, Наталию Сергеевну представляют как графиню. Соответствует ли это действительности? Могла ли она получить титул, учитывая отношения к ней императрицы Александры Федоровны?

В августе 1915 года морганатической жене великого князя Павла Александровича – дяди Михаила был пожалован титул княгини Палей, у которой в прошлом был развод и сын вне брака.

Складывалась ситуация, вследствие которой императрица Александра Федоровна 11 сентября 1915 года пишет встревоженное письмо Николаю II с предупреждением, что теперь Михаил может попросить титул для жены и наказывала мужу ни в коем случае не удовлетворять эту просьбу, так как Наталья была дважды разведена и, что Михаил «твой единственный брат». То есть, ответственности за трон он должен был нести больше, но пренебрёг этим… Великие князья, вступившие в морганатический (неравнородный) брак, по закону не имели прав на престол.

А вот свидетельство редактора-издателя популярного в то время журнала «Столица и усадьба» В.П.Крымова: «…произошёл такой инцидент: Михаил Александрович прислал мне четыре больших фотографии своей супруги с просьбой одну из них напечатать в журнале и написал, какая должна быть подпись под фотографией – «Супруга вел кн. Михаила Александровича, графиня Брасова».

Было заказано клише и уже поставлено в номер, уже всё было в машине, когда получился пакет из придворной цензуры, и на фотографии Брасовой красными чернилами было вычеркнуто слово «графиня». Немедленно позвонил в Гатчину великому князю, он очень взволновался, просил на час задержать печатанье номера, немедленно приехал из Гатчины в Петербург к генералу Мосолову, но тот заявил, что таков приказ сверху, он ничего сделать не может; поехал к министру Двора барону Фредериксу, но и тот заявил, что он в данном случае бессилен…Тотчас же адъютант великого князя приехал ко мне с извинениями за причинённое беспокойство и сказал, что надо печатать как приказано, без «графини»… Долго потом в фешенебельных клубах обсуждалось непонятное такое разное отношение к двум бракам великих князей…»

В данном случае речь идет о номере «Столица и усадьба» №44 за 15 октября 1915 года (стр. 16). Подпись под фото: «Наталия Сергеевна Брасова, супруга Е.И.В. Великого Князя Михаила Александровича. Устроила  и содержит на свои средства лазарет в Гатчине, кроме того ею были устроены лазареты во Львове и Киеве».

Есть ещё свидетельство графа В. П. Зубова – известного историка искусств, первого директора Гатчинского дворца-музея. В марте 1918 года он был арестован вместе с Михаилом Романовым. Из его книги «Страдные годы России» (Мюнхен.1968):

 « …у великого князя производили обыск. Наконец привезли его и тоже арестованного Джонсона. С ними была Наталья Сергеевна Брасова. При замужестве она не получила никакого титула; забавно, что большевики первые стали титуловать ее графиней, не зная закулисных сторон двора; правда, в их устах это звучало оскорблением».

Есть ещё небольшая деталь: в квитанции кладбища Пасси, за купленные участки земли для захоронения сына и рядом для себя в будущем, Наталия подписалась  просто как «Mme de Brasow». Это говорит о том, что она не придавала значения титулу княгини, пожалованному ей Кириллом Владимировичем, провозгласившим себя Императором Всероссийским, а других просто не было.

Учитывая то, что документов о получении Брасовой титула не найдено, я думаю,  комментарии излишни.

 

С. Н. Рожкова –заведующая Брасовской ЦДБ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *